Розарий – молитва присутствия Божия

Часто люди удивляются, когда узнают, что Розарий тесно связан с доминиканской традицией. Эта молитва очень проста, а у доминиканцев нет репутации простоты. Может быть, если мы, доминиканцы, так любим Розарий, то это потому, что мы жаждем простоты, даже в самых глубоких богословских размышлениях. Святой Фома Аквинский сказал, что мы не можем понять Бога, потому что Бог абсолютно простой. Его простота превосходит все наши концепции, все наши размышления. Конечно, существует ложная простота. Это простота тех, у кого есть ответы на все вопросы, кто думает, что уже все знает. Такие люди на самом деле не способны размышлять. Но есть настоящая простота – это простота сердца, простота, которой учит нас Розарий. Эта простота не боится повторений, ибо знает, что повторение – знак любви. Когда мы любим по-настоящему, то понимаем, что недостаточно сказать один раз: «Я люблю тебя». Мы хотим повторять это еще и еще раз, надеясь, что наш возлюбленный будет рад слышать эти слова любви. Меня всегда поражало, как ученые доминиканцы, которые весь день работают в библиотеке над сложными рукописями, вечером читают Розарий. Например, доминиканец, отец Лагранж – основатель современного экзегезиса. Об отце Лагранже говорили, что он каждый день обязательно делает три вещи: изучает Библию, просматривает газеты и читает Розарий.

Это правда, когда читаешь Розарий, не всегда думаешь о Боге. Можно даже читать Розарий, не думая ни о чем. Может быть, это тоже хорошо. Когда читаем Розарий, мы осознаем, что Господь воистину с нами, и мы с Ним. Мы повторяем слова Ангела: «Господь с Тобою». Розарий – молитва присутствия Божия, поэтому не надо обязательно думать о Боге. У нас часто такое представление о молитве, что нам надо делать усилия, чтобы говорить с Богом, как будто молитва – борьба, чтобы достичь Бога, чтобы Он нас услышал. Розарий напоминает нам, что в молитве первенство принадлежит Богу. Как сказал доминиканец, мастер Экхарт: «Не мы молимся Богу, Бог молится в нас». Поэтому Розарий – прежде всего молитва настоящего момента: «Молись о нас грешных ныне».

Но Розарий – также молитва последнего момента, момента нашей смерти. У постели умирающего чаще всего читают именно Розарий. И мы, каждый раз читая Розарий, молимся о заступничестве Богородицы, о Ее помощи в момент нашей смерти: «Молись о нас грешных ныне и в час смерти нашей».

Розарий – это также молитва всех начал, молитва рождения. Ангел Гавриил благовествует, прежде всего, рождение Христа: «Благословен плод чрева Твоего Иисус». Читая Розарий, мы также жаждем нового рождения, чтобы Господь обновил нашу жизнь, сделал ее проще.

Итак, Розарий касается всех моментов нашей жизни: рождения, нынешнего времени и смерти. Розарий обобщает не только всю жизнь Христа, но и всю нашу жизнь.  Можно сказать, что это молитва нашего земного странствования, нашего паломничества в дом Отца. Поэтому сегодня, в праздник Пресвятой Девы Марии Розария, давайте попросим Богородицу, чтобы Она научила нас простоте сердца и чистоте взгляда: «Радуйся, Мария, благодати полная, Господь с Тобою, благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и час смерти нашей. Аминь».

Иакинф Дестивель ОР

Оставьте комментарий