Сначала психология была исключительно наукой о поведении, истоки которой находились в теории Дарвина, что, конечно, не радовало Церковь. Далее же ситуация только ухудшилась, когда известный доктор Фрейд создал теорию психоанализа. Психоанализ, со своим бессознательным, Эдиповым комплексом и темой сексуальности, и в целом был принят обществом в штыки, а уж представители Церкви и подавно были возмущены. И их можно понять. Любой верующий человек не может соединить в себе Веру в Бога и постулаты о том, что человек – лишь теплокровная машина, автомат, движимый инстинктами.
Тем не менее, прогресс не стоял на месте, и со времен Фрейда многое преобразовалось. На сегодняшний день наряду с «психологией о поведении» (бихевиористкая школа) и психоанализом существует третье направление – гуманистическая психология, база которой – вера в Человека, как высшее творение.
И именно с такой позиции я предлагаю ответить на вопрос «Зачем христианину психолог?».
Дело в том, что всегда плохи крайности, но оптимальны и эффективны гармоничные сочетания. И если поведенческая психология, не особо различающая человека и собаку, в чистом виде разрушительна для личности, то её элементы вкупе с тем же психоанализом, аналитической психологией, когнитивной психологией, гуманистической психологией может быть весьма полезна для человека.
Для христианина важна Вера. Христианин живёт в Вере и уповании на Бога, т.к. понимает и принимает, что жизнь дана Господом, и в каждодневной молитве вспоминает об этом словами «предаю душу мою в руки Твои».
Одновременно с этим каждому знакомо состояние, когда понимаешь, что что-то с тобой не так, какой-то дискомфорт внутри, однако не можешь дать самому себе совет, что сделать, как поступить, как выбраться. Или, например, попадаешь постоянно в одни и те же ситуации и, опять же, не можешь определить, увидеть причинно-следственную связь.
Первое, что в такой ситуации может сделать человек верующий, это прибегнуть к помощи молитвы. Молитва, по сути медитативная практика, обращает человека к Богу и к самому себе, к глубинам своей души. Именно в себе самих мы всегда и находим ответы, решения, понимание происходящего в нашей жизни.
Бог дал нам дар свободной воли, т.е. свободу принимать решения, свободу самостоятельно создавать свою жизнь. Но часто мы забываем о том, что свобода воли – это не только предпочтение чего-то одного из предоставленного выбора, это ещё (что гораздо более важно!) и создание альтернатив, т.е. собственно ряда выборов, посредством размышлений, анализа, рассуждений.
И вот здесь, в точке анализа, кроется сложность, которую сложно заметить по причине самой природы этой сложности. Речь идёт о предпосылках, из которых мы исходим. Вот, скажем, объяснили нам в детстве, что яблоко – это овощ, и мы живём с этим фактом, и все следующие выводы делаем из этого факта. Например, доктор прописал нам такую диету: употреблять в пищу только тушеные овощи. И мы стали есть тушеные яблоки, ведь по нашему разумению яблоко – это овощ! И так дальше, дальше, дальше, клубок заблуждений наматывается и найти его кончик, вот эти самые первые предпосылки, заложенные нашими родителями, бабушками-дедушками, воспитателями, учителями, всё сложнее и сложнее.
Тогда и молитва оказывается не столь помогающей, потому что в обращении к Богу мы задаем не совсем верные вопросы, несколько искаженные, соответственно, и ответы получаем не те, которых ждём.
Психолог же – тот человек, тот специалист, который поможет разобраться, с чего всё началось, поможет найти такие ошибки восприятия объективной реальности. Психолог, по-хорошему, ориентирован на человека, на личность. Иными словами, психолог не рассматривает тех, кто к нему обращается, как наборы поведенческих механизмов или манекены, нет. Психолог пробует увидеть в человеке всё живое, что в нём есть – эмоции, переживания, чувства. Понять человека, принять его таким, каков он есть и дать ему целительный взгляд на собственный мир. Можно представить это так, что психолог в определенный момент общения говорит вам «Вот здесь, совсем рядом, есть дверь, ты её раньше не открывал. Смотри! За ней целый прекрасный, удивительный мир! Твой мир!»
Есть такой миф, что психолог даёт советы, директивные указания, т.е. говорит, как надо жить. На самом деле это не так. Психолог стимулирует человека к тому, чтобы тот сам дал себе совет, сам рассудил, что хорошо и что плохо, что допустимо в его жизни и что нет. Психолог уважает свободу воли и понимает уникальность каждой жизни, каждого человека, от мала до велика.
Справедлив будет вопрос, зачем нужна помощь психолога, когда есть священники, есть исповедь? Позволю себе объяснить этот момент на собственном примере. Случился в моей жизни эпизод, который принёс тяжелые душевные страдания. Я понимала, в чём причина, я понимала, что надо делать дальше, я понимала, что жизнь не кончена, я понимала, что всё это – суета сует. Но внутри всё рвалось на части. И в один из воскресных дней я пошла на исповедь. Рассказала всё, как есть и – стало легче. Мне необходимо было просто поделиться, выговориться, выплакаться, почувствовать, что я не одна. Конечно, я говорю, как человек верующий. Т.е. для меня имеет большое значение нахождение в храме, молитва, благословение священника.
У психолога же, в дополнение к вере в человека, есть ещё и знания о его психике, об особенностях системы восприятия, о закономерностях развития личности, об общих особенностях поведения, выражения себя во внешнем мире.
Пожалуй, правильно будет сказать так. Вера для христианина – это база, это основа. Вера даёт силы не падать духом, жить полной жизнью, несмотря на обстоятельства. Психология же подсказывает конкретные действия, становится инструментом для качественных преобразований в жизни.
Мария Зоря