Сегодня праздник святого Бенедикта Нурсийского, покровителя Европы. Святой Бенедикт известен прежде всего своим Уставом для монахов. Конечно, и раньше существовали монашеские правила. Сам Бенедикт неоднократно ссылается на правило Кассиана, Августина, Василия Великого. Новизна Устава святого Бенедикта заключается в том, что он предлагает особую организацию монашеской жизни, устанавливает порядок повседневной жизни монахов. Этот порядок основан на особом подходе к монашеской жизни, который можно характеризовать тремя чертами.
Первая черта проистекает из самого имени святого. Бенедикт значит «благословенный» или «благословляющий». Значение этого имени может много сказать о личности святого. По мнению святого Бенедикта, быть монахом не значит негативно относиться к мирской жизни, наоборот, значит благословлять этот мир, помогать ему быть плодотворным. Вот почему Бенедиктинский орден так много сделал для усовершенствования земледелия, для сохранения и развития греческой и римской культуры. В Уставе святого Бенедикта находим убеждение, что Бог может являть Себя в самых простых, повседневных обстоятельствах нашей жизни. Святой Бенедикт считал, что сердце монаха подобно земле, которую надо постоянно и упорно возделывать.
Вторая черта этого особого подхода к монашеской жизни проистекает из девиза бенедиктинцев: pax (мир). Когда я получаю письма от своих друзей-бенедиктинцев, они всегда начинаются этим коротким словом «рax». Желать мира людям – основной аспект благословения. Апостол Павел говорит, что мир – один из первых плодов любви. Любовь – это не только желание, стремление, но и мир. Такой мир, когда все сферы нашей жизни гармонично располагаются каждый на своем месте вокруг Бога, Который придает им равновесие. Можно сказать, что в отличие от восточных монашеских правил, Устав святого Бенедикта характеризуется равновесием, где каждый момент жизни и каждое занятие монаха должны найти свое место. Еще один девиз бенедиктинцев – ora et labora (молись и работай). Конечно, это не значит, что нельзя молиться во время работы. Это значит, что для каждого занятия есть свое время, как говорит Екклесиаст.
И, наконец, третья черта. В своем Уставе Бенедикт говорит о монастыре как о школе. Для него монастырь – не модель идеального мира, а школа, где человек учится служить Богу. Как говорит Бенедикт: «Нам нужно установить школу для служения Господу». Монастырь – прежде всего школа смирения. Святой Бенедикт говорит о смирении как о лестнице, по которой надо подниматься. Он пишет: «Когда монах пройдет все эти ступени смирения, он приходит к той любви к Богу, которая есть совершенство и которая изгоняет страх». По мысли Бенедикта, в монастыре человек учится видеть, что он грешник, что он нуждается в милосердии Божием и своих братьев. Роль общины очень важна, потому что только в общине мы можем научиться смирению и любви к братьям во Христе. Для Бенедикта монастырь – школа, потому что в нем сердце монаха учится принимать слово Божие, Его волю не только через Священное Писание, но и через настоятелей, через общину, через конкретные события. Чтобы в монашеской общине господствовал мир, надо чтобы каждый член общины действительно был смиренным, т.е. способным слушать Бога, настоятеля и своих братьев.
Пусть святой Бенедикт своим заступничеством и примером научит нас благословлять этот мир, находить душевный мир через смирение и всегда слушать голос Господа, как он говорит в начале своего Устава: «Выслушай, сын мой, эти предписания учителя твоего и открой уши твоего сердца». Аминь.
Иакинф Дестивель ОР