Археология Крестного Пути. Часть 1

Одной из главных, но так и не разрешенных загадок, является ответ на вопрос, где же находился Преторий, в котором Понтий Пилат вершил суд над Иисусом. Никаких точных указаний на локализацию этого места нет. Мы можем только предполагать, и вариантов существует как минимум три. Дело в том, что основанная резиденция римского наместника Понтия Пилата находилась в Кесарии (Caesarea Martima — Кесария Приморская) во дворце Ирода Великого. В Иерусалим прокуратор приезжал лишь на большие иудейские праздники. Чтобы лично контролировать ситуацию в городе, в котором собирались десятки тысяч пилигримов со всего света.

01

Где же останавливался Пилат? Есть три варианта. Первый — это бывший дворец царя Ирода, остатки которого, под названием цитадель Давида (или башня Давида), мы можем видеть в современном Иерусалиме рядом с Яффскими воротами. Второй вариант — это дворец Хасмонеев, располагавшийся рядом с Храмовой горой. Локализовать его на сегодняшний день не представляется возможным. Однозначно можно сказать лишь одно — он находился где-то на территории современного Еврейского квартала. Есть даже версия, что там, где сейчас стоят развалины католической церкви святой Марии Немецкой, колыбели тевтонского ордена. Версия не опирается ни на одном археологическом доказательстве, но близка сердцу католиков, согласитесь. Многим исследователям именно эти два варианта кажутся правдоподобными. Об этих местах пишут и христианские пилигримы древних времен. Однако, сложилось так, что в современной традиции Преторий ассоциируется с крепостью Антония, где и начинают богослужение Крестного Пути современные паломники.

Рассказ о дворце Ирода и уж тем более о поисках дворца Хасмонеев очень увлекателен, но все же, предлагаю сосредоточить свое внимание на крепости Антония и окружающих ее местах.

Крепость Антония, названная так Иродом Великим, в честь римского триумвератора Марка Антония, возвышалась над северо-западным углом Храмовой горы и позволяла наблюдать над тем, что происходит на территории святыни. Впрочем, царь Ирод лишь перестроил ранее существовавшую на этом месте крепость Барис, построенную еще при Хасмонеях. На иврите е название звучало как Бира, что переводится как “цитадель”; на современном иврите это слово значит “столица”. Впрочем, существуют весьма обоснованные предположения, что крепость располагалась здесь гораздо раньше. О ней упоминает пророк Неемия (Неем 2,8), а пророк Иеремия называет ее башней Анамеила (Иер 31,38).

02

Во времена Христа в Антонии располагался римский гарнизон, наблюдавший за порядком в Храме. Иосиф Флавий достаточно подробно описывает крепость в своей книге “Иудейская война” (5,5, 8): “Замок Антония с двумя галереям и на внешней храмовой площади, западной и северной, образовывал угол. Построен он был на отвесной со всех сторон скале, вышиной в пятьдесят локтей. (…) Прежде всего скала от самой своей подошвы была устлана гладкими каменными плитами, отчасти для украшения, отчасти же для того, чтобы пытавшийся вскарабкаться наверх или слезать вниз, соскальзывал с нее. Затем перед самым зданием замка подымалась на три локтя стена, внутри которой сам замок возвышался на сорок локтей. Внутренность отличалась простором и устройством дворца; она разделялась на разного вида и назначения покои, на галереи, бани и просторные царские палатки, так что обстановка со всеми удобствами придавала замку вид города, а пышность устройства — вид царского дворца. В целом он имел форму башни, но на своих четырех углах опять был обставлен четырьмя башнями, из которых две были пяти десяти локтей вышины, а две другие, а именно, нижняя и восточная, — семидесяти, так что с них можно было обозревать всю храмовую площадь. Там, где замок соприкасался с храмовыми галереями, от него к последним вели лестницы, по которым солдаты квартировавшего всегда в замке римского легиона вооруженными спускались вниз, чтобы разместившись по галереям, надзирать за народом в праздничные дни с целью предупреждать мятежные волнения.”

Разглядеть среди современных построек крепость весьма тяжело. Что не удивительно. Ее разрушали, а на ее месте неоднократно возводили новые строения. В начале ХХ века францисканец о. Барнаба Майстерманн, а затем и доминиканец о. Луи-Гуго Винцент пытались реконструировать расположение крепости Антония. Не смотря на небольшие отличия их версий, они оба считали, что крепость представляла собой обширный четырехугольник, на территории которого ныне расположены монастырь Сестер Сиона, монастырь Бичевания, принадлежащий францисканцам и строения, принадлежащие мусульманам. Эта версия была широко распространена до недавнего времени среди ученых и до сих пор популярна у гидов и благочестивых паломников. Археологические открытия, казалось, лишь подтверждали ее истинность.

03

Начать, пожалуй, стоит с самой известного археологического артефакта этого района — арки Ecce Homo (Се, Человек). Согласно распространенной версии, которую часто можно услышать из уст экскурсоводов и прочитать в набожных книжках, Пилат показал толпе окровавленного после бичевания Христа.

В действительности, упоминания о ней в паломнической литературе встречаются лишь с XIV века. Первоначально, описывая ее, пилигримы писали о двух вмурованных в арку широких, белых четырехугольных камнях, на которых некогда друг против друга стояли или сидели Пилат и Христос, во время допроса. Во второй половине XVI века уже появляются упоминания о надстройке над аркой с четырехугольной продолговатой комнатой с тремя окнами. Тогда же появляется новая благочестивая легенда о том, что именно в эти окна показывал толпе избитого Христа Пилат, говоря “Се, Человек”. В это же время арка получает свое современное название Ecce Homo.

В 1856 году территория, прилегающая к арке, была приобретена под строительство монастыря Конгрегации Сестер Сионской Богоматери. Эта женская монашеская община была основана двумя принявшими христианство евреями братьями Альфонсом и Теодором Ратисбоннами.

04

Во время раскопок оказалось, что арка состоит из трех частей. Значительная часть главного, центрального, прохода находится на улице, северный находится в базилике Ecce Homo, построенной архитекторами Моссом и Доме и удачно вписан в ее алтарную часть, а южный скрыт под постройками, принадлежащими мусульманам и, вероятнее всего, уже не существует. Предполагалось, что эта трехчастная арка была входными воротами, ведущими в крепость Антония.

В записках паломников XIX века сообщается, что на камнях арки можно было прочитать греческие и латинские надписи, такие, как например “Распни Его”. Некоторые буквы сохранились и до наших дней.

Пересмотреть версию о принадлежности арки к претории заставила латинская надпись: “CAMCOL”, которую исследователь Краффт идентифицировал как Colonia Aelia Magna Capitholina. Дальнейшее изучение местности показали, что первоначально арка не была связана ни с одним из строений и свободно стояла на большой площадке.

Вероятнее всего, она была возведена в 135 году и была триумфальной аркой на форуме при входе в Элию Капитолину. Так называлась колония на месте покоренного Иерусалима, отстроенная по приказу императора Адриана для римских ветеранов с семьями. Названа она была в честь самого императора — Публия Элия Адриана и Каптолийской Триады богов (Юпитера, Юноны и Минервы), именно в честь них воздвигли тогда новую святыню на Храмовой горе.

Впрочем, существуют мнения, что эта арка была сооружена во времена Константина Великого в IV веке или даже позже, т.к. о ее существовании ни разу не упоминают авторы самых древних путевых записок о паломничестве в Иерусалим (Бордоский пилигрим, Феодосий, Аркульф и др.).

В начале 30-х годов прошлого века доминиканец о. Луи-Гуго Винсент вместе с сестрой Марией Алиной из конгрегации Сестер Сионской Богоматери начали раскопки под зданием монастыря Ecce Homo и обнаружили там прямоугольные каменные плиты мостовой ок. 2 м. длины, 1,5 м. ширины, располагающиеся на площади почти 2 000 кв. метров. Часть плит была обнаружена и на территории стоящего рядом францисканского монастыря Бичевания. Отец Луи датировал эти плиты началом I века и предположил, что они составляли часть внутреннего двора крепости Антонии и являлись евангельским Лифостротоном.

05

Эта хорошо сохранившаяся мостовая доступна сейчас в крипте монастыря Ecce Homo. Вдоль нее продолблены водостоки, для сбора дождевой воды, ведущие к цистерне, располагающейся ниже. Во многих местах выбиты насечки, сделанные для того, чтобы по ним не скользили кони.

Ну, чем не Лифостротон или в переводе с греческого “мощеное место”? На некоторых плитах в северо-восточном углу крипты сохранились глубоко процарапанные рисунки, представляющие геометрические фигуры, служившие для игр. На одной из плит изображен круг, разделенный на секторы, рядом — небольшой квадрат и меньший круг с нацарапанной греческой буквой “B”. Как пишут, это разметка для игры в “Царя”, упомянутая буква обозначает слово базилевс (царь). Проигравший в эту игру именовался “царем” и получал от коллег подзатыльники и другие “почести”. Впрочем, говорят, что можно было посадить вместо себя на “трон” раба или несчастного узника. Насколько это соответствует действительности, сказать сложно. Но история в купе с рисунком очень напоминает события, описанные в Евангелии.

Увы, раскопки, проведенные в 70-х годах прошлого века под руководством еще одного доминиканца о. Пьера Мориса Бенуа и исследования при реконструкции монастыря Ecce Homo в 80-х годах, показали, что плиты датируются первой половиной II века и являются, не частью Лифостротона, а фрагментами мощеного форума римской Элии Капитолины.

Были подвержены изменению и датировки каменой стены, которая видна до сих пор на территории францисканского монастыря Бичевания у церкви Осуждения. Водохранилища, находящиеся под монастырем Ecce Homo, считавшиеся остатками бассейна Струтион, тоже теперь относят ко временам императора Адриана.

Вероятнее всего, крепость Антония, стоявшая на скале, была гораздо уже, чем ее до сих пор изображают на различных картах. Как пишет Иосиф Флавий ее граница проходила по рву, который отделял крепость от горы Бецеты, лежавшей на севере. Существует предположение, что на месте рва сейчас и пролегает улица именуемая Via Dolorosa. Эта дорога, по-видимому, устроена во времена императора Адриана.

Так или иначе, позволяет идентифицировать положение крепости Антония скальная масса объемом от 45 до 120 кв. м, которая возвышается на несколько метров выше северо-западного угла площадки Храмовой горы. Часть этой скалы, видна внутри армянского магазинчика, расположенного на Via Dolorosa, напротив францисканского монастыря. Хозяин с радостью вам ее покажет, правда, ту же попытается вам всучить что-нибудь из своих товаров.

08

Вероятнее всего крепость Антония располагалась на территории, занимаемой ныне медресе Эль Омарийя. Именно здесь начинается богослужение Крестного Пути, совершаемое каждую пятницу францисканцами. Двери в мусульманскую школу почти всегда закрыты, попасть туда можно только с францисканцам. С широкого мощеного внутреннего двора открывается вид на Храмовую гору. Во дворе также можно увидеть фрагменты скалы. В силу известных причин археологические исследования в настоящее время здесь невозможны.

Здесь ли проходил суд Пилата, неизвестно. Как было уже сказано, христианские паломники в своих записках локализовали Преторию в разных местах. Но есть два интересных аргумента, выступающих именно за крепость Антония.

В Евангелии место, где был осужден Христос именуется Лифостротон, что значит “мощеное место”, или Гаввафа (Ин 19, 13), в переводе на русский “возвышенное место”. Чем не скала, на которой находится крепость Антония?

В Риме, рядом с Латеранским собором расположена церковь, где хранится Святое крыльцо (Santa Scala), лестница по которой взошел Христос на суд к Пилату. Согласно преданию ее привезла из Иерусалима святая Елена. Как пишет Николай Маккавейский в своей “Археология истории страданий Господа Иисуса Христа”, она была привезена именно с крепости Антония.

Впрочем, крепость Антония, в любом случае, — дорога к сердцу христианина. Согласно книге Деяний (Деян. 21-23), сюда был приведен апостол Павел, вырванный из рук рассвирепевших иудеев, считавших, что он бесчестит Храм. В память об этом событии в часовне Бичевания, что во дворе францисканского монастыря, расположенного напротив медресе Эль Омарийя, установлен алтарь, посвященный Апостолу Павлу.

09

Часовня Бичевания стоит на месте, где, согласно средневековой традиции, Иисус был бит римскими солдатами, по приказу Пилата. Некогда здесь располагалась часовня, построенная во времена крестоносцев. Ее фрагменты сохранились до сего дня. Еще в начале XVII века, по свидетельствам очевидцев, часовня была цела и сохранялась в хорошем состоянии. Однако впоследствии Мустафа Бей, сын правителя Иерусалима, переделал ее в конюшню, а затем здесь был устроен магазин мануфактуры. Ибрагим-паша в 1838 году передал пришедшее в ветхость строение францисканцам, которые год спустя отреставрировали ее на пожертвования герцога баварского Максимилиана. В 1929 году она была перестроена архитектором Антонио Барлуцци. Ангел над входом в церковь сделан по проекту Мастроянни. Три прекрасных витража, с изображением сцены Бичевания, Пилата умывающего руки и торжествующего Варравы, расположенные под арками, на которых держится свод, были сделаны Л. Пикчарини по эскизам Д. Камбеллотти. Сам свод украшен потрясающим мозаичным изображением тернового венца. Дарохранительница и светильник рядом с ней созданы А. Миструцци.

Путешествие по предполагаемой крепости Антония хочется закончить у греческого православного монастыря, примыкающего к церкви Ecce Homo. Под ним находится несколько пещер, которые некогда использовались как хлев, о чем говорят отверстия в стенах. С 1911 года здесь показывают каменную пещеру Христа (когда — то в ней находились и цепи и дыба). Однако никакого археологического и исторического подтверждения эта традиция не имеет.

10

Столь ли важна историческая достоверность мест, вдоль которых мы проходим во время молитвы? Мне кажется, что нет. Богослужение крестного пути должны перенести нас несколько в иное измерение, где не столь важна аутентичность камней. А вот трезвое и не экзальтированное отношение к святыням, которые мы встречаем при посещении Святых мест, может помочь однозначно.

Михаил Фатеев

Оставьте комментарий