— Отче, где первоначально хоронили петербургских католиков?
— Где хоронили с самого начала, мы не знаем. Скорее всего, хоронили их на Сампсоньевском кладбище. На нынешнем Сампсоньевском проспекте. Там было православное кладбище, основанное в 1710 году. Был там и участок и для инославных. Там хоронили и католиков. Хотя точного расположения могил и кто был там похоронен, мы, конечно, не знаем.
Позднее, католиков начали хоронить на так называемых немецких кладбищах. Поскольку с самого начала строительства города, сюда приезжало много протестантов и католиков для них правительство выделяло специальные территории для захоронения. В частности лютеранская немецкая община получила свой участок. До 1866 года католики своего отдельного кладбища в городе не имели. Их хоронили на различных участках. После закрытия Самсоньевского кладбища был выделен участок на Васильевском острове, которые ныне называется Смоленским. Там было православное кладбище, была и армянская часть. Было и лютеранское кладбище, на нем хоронили и католиков.
— Когда же было создано католическое кладбище?
— Идея создания католического кладбища возникла в начале XIX века. Тогдашний настоятель монастыря доминиканцев и церкви св. Екатерины о. Доминик Лукашевич в 1823 году обратился в Министерство Внутренних Дел с просьбой о выделении земли для кладбища. Потому что католиков в Петербурге было уже много, больше 30 тысяч человек. Эта просьба рассматривалась довольно долго. Предлагались разные участки. Был предложен участок на Куликовом поле, на Выборгской стороне, в районе нынешней Минеральной улицы. Правда, генерал-губернатор Петербурга католикам отказал, сославшись на то, что этот участок уже выделен для других целей. Для обработки земли и выпаса скота. Он предложил католикам два других участка: один на Васильевском острове ближе к Финскому заливу, а второй участок на второй версте за Муринской заставой. Оба эти участка католиков не устроили.
Епископ осмотрел их и отказался от них, потому что первый располагался на низменной территории и часто затоплялся, да и вообще почва там была очень сырая. Второй был очень маленьким. Поэтому вновь обратились к властям с просьбой о выделении прежнего участка, и была даже создана комиссия, чтобы урегулировать этот вопрос. В конце концов, при помощи приближенных ко двору императора, эта история благополучно закончилась. Император в 1856 году распорядился выделить участок на Куликовом поле для устройства католического кладбища.
Тогда же братья доминиканцы собрали довольно существенную сумму для строительства церкви и ограды кладбища. Кладбище было разделено на участки. Строительство церкви взял на себя придворный архитектор Николай Бенуа. Он согласился бесплатно строить эту церковь. В итоге на участке, который сейчас находится на улице Минеральной, был построен храм Посещения св. Елизаветы и устроено католическое кладбище. После революции оно было закрыто большевиками, а потом и уничтожено. Последний настоятель храма был арестован в 1920 году якобы за то, что в гробах хранил какие-то ценности. Кладбище было фактически стерто с лица земли, а те гробы, которые еще не были преданы земле, были похоронены на Муринском кладбище.
— То есть ничего от кладбища там не осталось?
— Сохранилось лишь несколько захоронений в подвале храма. Буквально пара надгробий сохранилось на территории завода, прилегающей к храму, а некоторые надгробия были перенесены или в Александро-Невскую лавру. Что-то было перенесено на лютеранское кладбище на Василевском острове.
— Есть ли возможность появления нового католического кладбища в Петербурге?
— Теоретическая возможность, конечно, есть. Но нужно, чтобы этим кто-то занялся, потому что без инициативы прихожан, которые захотели бы иметь свой участок на каком-нибудь кладбище, этот вопрос решен быть не может.
Сейчас наших прихожан хоронят на разных муниципальных кладбищах. Уже нет конфессиональных кладбищ, все общегородские, муниципальные. Поскольку католиков не очень много и их предпочитают хоронить ближе к своим родственникам, то эти захоронения разбросаны по разным кладбищам города, соответственно, единого участка нет.
Католическое кладбище может появиться, если такая инициатива будет предпринята прихожанами-католиками, а власти согласятся выделить какой-то участок на одном из городских кладбищ.
— Есть ли разделение ответственности между католическими приходами, которые заботятся о тех или иных старых католических кладбищах? Наши прихожане ездят на Волковское, прихожане Успенского собора на Смоленское, а прихожане св. Станислава в Левашовскую пустошь?
— Это частная инициатива отдельных священников и прихожан. Нет специального распределения этих кладбищ, за которыми тот или иной приход присматривает, ухаживает, наводит там порядок, потому что ни одно из кладбищ не принадлежит ни одному из приходов. Как известно, вообще первоначально кладбище на Выборгской стороне принадлежало приходу св. Екатерины. Именно настоятель нашего прихода назначал туда священника, потому что вообще приход в городе был тогда один. Все остальные храмы были филиальными. Только с 1903 года кладбище на Выборгской стороне и местный храм стал приходским и уже не подчинялся приходу св. Екатерины.
Традиция ухаживать за могилами предков, конечно, существует в Католической Церкви, но уже в связи с революцией, с войной и позднейшими событиями, у большинства захороненных на бывших католических кладбищах, родственников не осталось, поэтому католики и предпринимают такие усилия по уходу за могилами своих единоверцев.
— Спасибо большое!