Смерть наших близких – всегда страдание для нас. Сам Христос плакал, когда умер Его друг Лазарь. Это единственный раз, когда Христос плакал. Поэтому не надо стесняться плакать о своих усопших, не надо скрывать нашу печаль. Христос приходит к нам в этом страдании, чтобы даровать нам особую благодать: на ниве нашей скорби Он сеет семена воскресения.
Когда кто-то из наших близких умирает, мы часто сожалеем о том, что мы его недостаточно любили. И тогда думаем: почему я стеснялся говорить ему, что он мне дорог; почему я не успел сделать для него какое-то хорошее дело; почему я так мало уделял ему времени? Это человеческий опыт, который многие из нас уже пережили. Сегодня, когда мы вспоминаем обо всех усопших, у нас рождается желание, как говорит апостол Павел, «спешить делать добро», спешить любить наших близких, наших родственников и не только их, но всех людей, которых Бог нам посылает. Это первое семя воскресения, которое Христос сеет в нашем сердце.
Второе семя, брошенное в эту почву, заключается в следующем. Часто, когда кто-то из наших близких умирает, мы видим, что его смерть становится источником общения. Смерть человека соединяет всех, кто его оплакивает. Мы также чувствуем, что наша связь с усопшими не исчезает, а преображается. Усопшие остаются живыми около нас. Они живут не только в нашей памяти, они продолжают жить в нашем сердце, в нашей душе. Иногда мы чувствуем, что они помогают нам своими молитвами. Они покинули эту землю, но, как и мы, они продолжают быть членами Церкви. Мы веруем в «святых общение», соединяющее живых и усопших.
Третье семя воскресения, которое сеет Христос, – это, как говорили в средние века, ars morendi, т. е. искусство умирать. Это значит, что нам надо готовиться к хорошей смерти, чтобы умирать с миром в сердце, примирившись со всеми людьми и даже с самой смертью. Св. Франциск говорил: «Сестра наша смерть». Действительно, смерть – не конец жизни, а переход из жизни временной к жизни вечной. Этот переход осуществляется не только в час нашей смерти, но каждый раз, когда мы отказываемся от греха. Слово пасха в греческом языке означает переход, и мы совершаем эту пасху каждый раз, когда отказываемся от зла, лжи, злословия, ненависти, зависти. Мы переходим к жизни вечной, когда решаем жить только по закону любви, прощения, милосердия, кротости, щедрости. Тогда мы живем как живые, а не как мертвые. Как говорит св. Ириней: «Слава Божия – человек живой». Говоря «живой», св. Ириней имеет в виду не просто физическую жизнь, но жизнь духовную, т.е. жизнь во Христе.
Можно сказать, что сегодня мы воспоминаем не всех усопших, но всех живых. Ибо наш Бог – не Бог мертвых, но Бог живых. Мы становимся живыми, когда умираем для греха, а живем для Бога. Мы начинаем вечную жизнь, когда умираем для своего эгоизма. Тогда мы можем сказать, как сказала св. Тереза Младенца Иисуса на смертном одре: «Я не умираю, я вхожу в жизнь». Аминь.
Иакинф Дестивель ОР