Святой Мартин

Его изображение можно встретить практически в каждом западноевропейском храме. Особенно популярна сцена разрубания плаща мечом. Речь здесь идет о следующей легенде. Однажды зимним днем он ехал верхом и ему повстречался нагой нищий, которому никто не подавал милостыню. Мартин понял, что должен помочь ему, он вынул меч из ножен и разрезал пополам свой единственный плащ, одну половину он отдал нищему, другою украсился сам. Следующей ночью ему явился Христос, на котором был половина плаща Мартина, отданная им накануне нищему.

Св. Мартин родился в начале IV в. в Паннонии (сейчас это г.Сомбатхей в Венгрии). С детства он мечтал о монашестве, желая подражать св. Антонию Великому, но его отец римский трибун, настоял на его военной карьере. При императоре Юлиане Мартин попадает в Галлию. Здесь он принимает христианство и оставляет военную службу. Он становится экзорцистом и известным проповедником, а в 370г. основывает в Лигюже близ Пуатье основывает монастырь, правила жизни которого позаимствованы из традиций восточного, египетского монашества.

martin01

Его проповеди и беседы были близки и понятны сердцам простых верующих, они изобиловали притчами и понятными примерами. Популярность Мартина росла и в 371г. его избрали епископом Тура. С этим избранием связана распространенная во многих странах легенда, согласно которой Мартин прятался от пришедших за ним горожан в сарае для гусей, но гуси подняли громкий гогот и тем самым выдали его. Правда, есть и другая легенда, повествующая о том, что гуси мешали своим гоготом святому проповедовать и он в сердцах сказал, что предпочитает их видеть жаренными на блюде.

Одновременно с избранием на епископскую кафедру св. Мартин основывает обитель в Мармутье, где устанавливает правила типичные для восточного монашества: общность имущества, безусловное послушание, стремление к безмолвию, единократное вкушение пищи в течение дня, грубая и простая одежда. Особое место здесь уделялось молитвенному подвигу и изучению Священного Писания.

Умер святой в 397г. Из его обители в Мармутье вышло немало епископов, потрудившихся в деле распространения христианского просвещения среди кельтов-язычников. О размахе деятельности св. Мартина говорит и то, что на его похороны собралось около 2 тысяч монахов. 
Распространению культа святого особенно поспособствовало житие, написанное Сульпицием Севером, которое стало своего рода образцовой агиографией для нескольких поколений церковных писателей.

Для средневековых Франции и Германии он стал национальным святым. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (каппа) — государственной святыней франкских королей, знаменем, без которого они не выступали в поход.
С днем св. Мартина в Европе связано множество традиций и в первую очередь это – обильное угощение. Жаренный гусь, пышки и вино. Во многих странах 11 ноября остается днем, когда начинают забивать гусей и устраиваются ярмарки.

Впрочем, этот день для забивания гусей, как и другой скотины, выбран не случайно. Во многих регионах эта традиция сохранилась еще с языческих времен. Кроме того, к осени птицы нагуливают жир и более всего годятся для подачи на стол. Древняя поговорка гласит: «Глупец, кто в ноябре щадит гусей». Конечно, самого жирного гуся следует оставить для рождественского стола. В связи с этим вспомним книгу шведской писательницы Астрид Лингрен «Путешествие Нильса с дикими гусями». Мотив гуся здесь появляется не случайно. Во-первых, улетая со двора Мартин, жирный гусак, более всего подходящий для забоя в осенне-зимний период, уносит свое аппетитное тело от расправы. Действительно, в первую очередь съедают или продают гусаков, чтобы сохранить корм для птиц, несущих яйца. Во-вторых, Мартин пытается доказать, что и «гуси чего-то да стоят». Кстати, имя для него выбрано не случайно. Ведь св. Мартин считается и покровителем Швеции тоже. И вот гусак с его именем показывает проказнику-мальчишке просторы его родины и учит его быть хорошим человеком и добрым христианином.
Но вернемся к традициям празднования дня св. Мартина. Прежде в этот день было принято отпускать батраков. Пастух в последний раз выгонял скот на пастбище, а вечером, пригнав его домой, прощался с хозяином, вручал ему зеленый прут, который именовали «прут св. Мартина». Он благодарил хозяина и благословлял его и его скот. В этот же день батраки получали заработанные деньги, и если они принимали решение уйти к другому хозяину, то это вознаграждение называлось «талером св. Мартина».

Многие работники, возвратившись домой, ходили от дома к дому с песнями и музыкой, одаривая и угощая друзей и родственников. Вероятно, так и появилась еще одна традиция, сохранившаяся до наших дней, процессия с фонариками.

martin02

Этот обычай популярен особенно среди малышей. Дети делают своими руками фонарики, в которые ставят зажженные свечи. Процессия с пением идет от церкви по городским улицам. Во многих странах принято выходить детям на встречу и дарить сладости и яблоки.

Благочестивые родители рассказывают малышам о том, что вот так же с фонарями, только сделанными из репы, жители города Тура искали скромного св. Мартина, чтобы отблагодарить за его добродетели. Считается, что детей, принимающих участие в процессии, Бог благословляет особым образом, делая их добрее и отзывчевее.

В день св.Мартина жгут костры и дарят подарки. Для взрослых этот праздник связан еще и с вином, которое как раз созревает к этому времени. В этот день виноделы пробуют вино нового урожая и молятся за урожай следующего года. Во многих странах верят, что вино, попробованное в день св. Мартина приносит здоровье и силу. И в то же время этот святой становится покровителем гуляк и любителей выпить.

В этот день, как в Средние века, устраиваются гулянья и ярмарки. К этому же дню принято возвращать долги и платить налоги.

АГ

Оставьте комментарий